Федеральный проект "Цифровая образовательная среда"
Задача проекта: создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Цифровая образовательная среда– являет собой совокупность условий, созданных для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных ?и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, и обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Нормативная документация
Федеральные документы:
·Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
·Приказ Минпросвещения Росии от 02.12.2019 № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды»
·Проект постановления Правительства Российской Федерации «О проведении в 2020-2022 годах эксперимента по апробации федеральной информационно-сервисной цифровой образовательной среды»
·Методическими рекомендации по вопросам внедрения Целевой модели цифровой образовательной среды в субъектах Российской Федерации (письмо Минпросвещения России от 14.01.2020 №МР-5/02 «О направлении методи-ческих рекомендаций»)
·Методические рекомендации об организации повышения квалификации педагогических работников, привлекаемых к осуществлению образовательной деятельности в области современных информационно-коммуникационных и цифро-вых технологий
·Методические рекомендации по обновлению информационного наполнения и функциональных возможностей откры-тых и общедоступных информационных ресурсов образовательных организаций, в том числе официальных сайтов в информационной коммуникационной сети «Интернет»
·Обеспечение информационной безопасности в общеобразовательной организации (с. 21-24, письмо Минкомсвязи России от 10.04.2020 №ЛБ-С-088-8929 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими реко-мендациями для общеобразовательных организаций по обеспечению комплексной безопасности")
·Письмо Минпросвещения России от 19 марта 2019 г. № МР-315/02 «О перечне оборудования»
·Распоряжение Минпросвещения России от 15.11.2019 №Р-116 «Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобра-зовательных организаций и обеспечивающих достижение результата федерального проекта в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
·Распоряжение Минпросвещения России от 17.12.2019 N Р-135 «Об утверждении методических рекомендаций по приобретению средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций в целях внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование»
Региональные документы:
· Приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области от 29.01.2019 № 316-01-63-185 «Об итогах отбора общеобразовательных организаций Нижегородской области в рамках реализации мероприятий региональных проектов».
· Приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области от 06.08.2019 № 316-01-63-1035 «О реализации отдельных мероприятий федеральных проектов "Современная школа" и "Цифровая образовательная среда" в Нижегородской области в 2020 году».
· Приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области от 05.12.2019 № 316-01-63-2811 «Об организации курсов повышения квалификации по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды».
· Служебное письмо Министерства образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области от 30.01.2020 № Сл-316-43714/20 «О реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда"
· Приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области «Об утверждении типового дизайн-проекта оформления образовательной организации для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в Нижегородской области в 2020-2022 годах»
· Приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области от 12.01.2022 № 316-01-63-9/22 О реализации мероприятий по проведению эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях Нижегородской области в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" в 2022 году
· Приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области от 11.01.2021 № 316-01-63—1/21 «Об утверждении перечня организаций – участниц инновационного проекта «Проектирование технологии внедрения целевой модели цифровой образовательной среды»
Документы школы:
· Приказ по МБОУ «Возрожденская СШ» № 10 от 24.01.2022 «О внедрении федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в рамках национального проекта «Образование» в образовательную среду МБОУ «Возрожденская СШ»»·
Реализация проекта в МБОУ «Возрожденская СШ»
1) Развитие материально-технической базы:
В 2022 году отремонтированы 3 кабинета на сумму -1 млн.руб, приобретена мебель в 2 кабинета на 500 тыс руб были оформлены в соответствии с брэндбуками.
В 2022 годах получено на ответственное хранение оборудование 3 классов и оборудование ЦОС : 17 ноутбуков учеников, 1 МФУ, 1 интерактивная панель. Операционная система Windows активирована на всех ПК.
Сумма оборудования – 2 118 312 (фед.бюджет)
2) Повышение квалификации административных и педагогических работников
В ноябре 2022 году пройдут курсы повышения квалификации и переподготовки по ЦОС 18 педагогических работников школы.
3) Использование при реализации основных образовательных программ современных технологий
Основное и среднее общее образование Иностранный язык:использование как компьютерный лингафонный класс, для проведения работ с тестированием, для подготовки к ЕГЭ (особенно устной части; для проведения уроков с использованием Интернет.
Актуальность использования цифровых образовательных систем на уроках иностранного языка
1. Расширение рамок образовательного процесса;
2. Повышение практической направленности образовательного процесса;
3. Повышение мотивации обучающихся в образовательном процессе;
4. Развитие интеллектуальных, творческих способностей обучающихся;
5. Развитие умений обучающихся самостоятельно приобретать новые знания;
6. Создание условий для успешной самореализации обучающихся в будущем
Учебные задачи, которые решаются с применением ЦОС:
1. Повторение лексики и расширение словарного запаса.
2. Введение новых лексических единиц или новой лексической темы.
3. Обучение пониманию речи на слух.
4. Использование видеодиалогов (в течение 5-15 минут) с целью тренинга аудирования и выработки навыков чтения.
5. Проектная работа, исследование.
6. Использование аудио- и видео- материалов с целью поиска языковой информации (эти задания ориентированы на поиск, вычленение, фиксирование, трансформацию определенного языкового материала: лексики, грамматики, фонетики)
Основное и среднее общее образование Физика:
использование для проведения работ с тестированием (обучающие и контролирующие тесты), для лабораторных работ с электронным экспериментам, демонстрационный эксперимент
Важным и необходимым этапом работы учителя является контроль знаний учащихся. Индивидуальный контроль из-за загруженности программы и нагрузки учителя не всегда можно осуществить качественно. Выходом является применение компьютерных технологий. Наличие ноутбуков для учащихся в каб.физики позволяет проводить индивидуальное компьютерное тестирование, осуществлять сбор и обработку результатов обучающихся, экономить время учителя на проверку. Программа MyTest, загруженная в компьютеры учителя и учеников, отвечает всем требованиям для такой работы. Она позволяет задавать задания случайным образом, варьировать уровень сложности, сортировать вопросы и ответы к тестам таким образом, чтобы избегать повторов вариантов ответов. Программа дает возможность устанавливать ограничение по времени для выполнения тестирования. Все вместе заставляет школьника при выполнении работы не отвлекаться и не надеяться на помощь со стороны. Тесты по различным разделам физики используются на уроках для опроса и после уроков для коррекции знаний учащихся и повышения успеваемости.
В кабинетах физики имеется документ-камера. Это прибор с большим спектром возможностей: от демонстрации статичных объектов, до показа различных физических экспериментов. Если оборудование не позволяет разглядеть с расстояния тонкости опыта, то документ-камера может вывести демонстрацию на большой экран. Это используется, например, в опытах с поверхностным натяжением, в молекулярной физике и т.д.
Кроме того, на уроках активно используются презентации для обеспечения наглядности материала. Интернет-ресурсы позволяют демонстрировать те эксперименты, которые невозможно показать вживую. Например, опыты по сверхпроводимости, картины, получаемые с помощью туннельного микроскопа, движение поезда на магнитной подушке и т.д. Учебные фильмы тоже иногда бывают весьма удачными. Опыт Лебедева по давлению света, фильм о теории относительности с наглядными элементами и т.д.
Задача проекта: создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Цифровая образовательная среда– являет собой совокупность условий, созданных для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных ?и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, и обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Нормативная документация
Федеральные документы:
·Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
·Приказ Минпросвещения Росии от 02.12.2019 № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды»
·Проект постановления Правительства Российской Федерации «О проведении в 2020-2022 годах эксперимента по апробации федеральной информационно-сервисной цифровой образовательной среды»
·Методическими рекомендации по вопросам внедрения Целевой модели цифровой образовательной среды в субъектах Российской Федерации (письмо Минпросвещения России от 14.01.2020 №МР-5/02 «О направлении методи-ческих рекомендаций»)
·Методические рекомендации об организации повышения квалификации педагогических работников, привлекаемых к осуществлению образовательной деятельности в области современных информационно-коммуникационных и цифро-вых технологий
·Методические рекомендации по обновлению информационного наполнения и функциональных возможностей откры-тых и общедоступных информационных ресурсов образовательных организаций, в том числе официальных сайтов в информационной коммуникационной сети «Интернет»
·Обеспечение информационной безопасности в общеобразовательной организации (с. 21-24, письмо Минкомсвязи России от 10.04.2020 №ЛБ-С-088-8929 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими реко-мендациями для общеобразовательных организаций по обеспечению комплексной безопасности")
·Письмо Минпросвещения России от 19 марта 2019 г. № МР-315/02 «О перечне оборудования»
·Распоряжение Минпросвещения России от 15.11.2019 №Р-116 «Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобра-зовательных организаций и обеспечивающих достижение результата федерального проекта в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
·Распоряжение Минпросвещения России от 17.12.2019 N Р-135 «Об утверждении методических рекомендаций по приобретению средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций в целях внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование»
Региональные документы:
· Приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области от 29.01.2019 № 316-01-63-185 «Об итогах отбора общеобразовательных организаций Нижегородской области в рамках реализации мероприятий региональных проектов».
· Приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области от 06.08.2019 № 316-01-63-1035 «О реализации отдельных мероприятий федеральных проектов "Современная школа" и "Цифровая образовательная среда" в Нижегородской области в 2020 году».
· Приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области от 05.12.2019 № 316-01-63-2811 «Об организации курсов повышения квалификации по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды».
· Служебное письмо Министерства образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области от 30.01.2020 № Сл-316-43714/20 «О реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда"
· Приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области «Об утверждении типового дизайн-проекта оформления образовательной организации для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в Нижегородской области в 2020-2022 годах»
· Приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области от 12.01.2022 № 316-01-63-9/22 О реализации мероприятий по проведению эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях Нижегородской области в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" в 2022 году
· Приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области от 11.01.2021 № 316-01-63—1/21 «Об утверждении перечня организаций – участниц инновационного проекта «Проектирование технологии внедрения целевой модели цифровой образовательной среды»
Документы школы:
· Приказ по МБОУ «Возрожденская СШ» № 10 от 24.01.2022 «О внедрении федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в рамках национального проекта «Образование» в образовательную среду МБОУ «Возрожденская СШ»»·
Реализация проекта в МБОУ «Возрожденская СШ»
1) Развитие материально-технической базы:
В 2022 году отремонтированы 3 кабинета на сумму -1 млн.руб, приобретена мебель в 2 кабинета на 500 тыс руб были оформлены в соответствии с брэндбуками.
В 2022 годах получено на ответственное хранение оборудование 3 классов и оборудование ЦОС : 17 ноутбуков учеников, 1 МФУ, 1 интерактивная панель. Операционная система Windows активирована на всех ПК.
Сумма оборудования – 2 118 312 (фед.бюджет)
- МФУ- 1 шт.
- Ноутбук ученика- 17 шт.
- Интерактивные дисплей -1 шт.
- Видеокамеры – 3 шт
2) Повышение квалификации административных и педагогических работников
В ноябре 2022 году пройдут курсы повышения квалификации и переподготовки по ЦОС 18 педагогических работников школы.
3) Использование при реализации основных образовательных программ современных технологий
Основное и среднее общее образование Иностранный язык:использование как компьютерный лингафонный класс, для проведения работ с тестированием, для подготовки к ЕГЭ (особенно устной части; для проведения уроков с использованием Интернет.
Актуальность использования цифровых образовательных систем на уроках иностранного языка
1. Расширение рамок образовательного процесса;
2. Повышение практической направленности образовательного процесса;
3. Повышение мотивации обучающихся в образовательном процессе;
4. Развитие интеллектуальных, творческих способностей обучающихся;
5. Развитие умений обучающихся самостоятельно приобретать новые знания;
6. Создание условий для успешной самореализации обучающихся в будущем
Учебные задачи, которые решаются с применением ЦОС:
1. Повторение лексики и расширение словарного запаса.
2. Введение новых лексических единиц или новой лексической темы.
3. Обучение пониманию речи на слух.
4. Использование видеодиалогов (в течение 5-15 минут) с целью тренинга аудирования и выработки навыков чтения.
5. Проектная работа, исследование.
6. Использование аудио- и видео- материалов с целью поиска языковой информации (эти задания ориентированы на поиск, вычленение, фиксирование, трансформацию определенного языкового материала: лексики, грамматики, фонетики)
Основное и среднее общее образование Физика:
использование для проведения работ с тестированием (обучающие и контролирующие тесты), для лабораторных работ с электронным экспериментам, демонстрационный эксперимент
Важным и необходимым этапом работы учителя является контроль знаний учащихся. Индивидуальный контроль из-за загруженности программы и нагрузки учителя не всегда можно осуществить качественно. Выходом является применение компьютерных технологий. Наличие ноутбуков для учащихся в каб.физики позволяет проводить индивидуальное компьютерное тестирование, осуществлять сбор и обработку результатов обучающихся, экономить время учителя на проверку. Программа MyTest, загруженная в компьютеры учителя и учеников, отвечает всем требованиям для такой работы. Она позволяет задавать задания случайным образом, варьировать уровень сложности, сортировать вопросы и ответы к тестам таким образом, чтобы избегать повторов вариантов ответов. Программа дает возможность устанавливать ограничение по времени для выполнения тестирования. Все вместе заставляет школьника при выполнении работы не отвлекаться и не надеяться на помощь со стороны. Тесты по различным разделам физики используются на уроках для опроса и после уроков для коррекции знаний учащихся и повышения успеваемости.
В кабинетах физики имеется документ-камера. Это прибор с большим спектром возможностей: от демонстрации статичных объектов, до показа различных физических экспериментов. Если оборудование не позволяет разглядеть с расстояния тонкости опыта, то документ-камера может вывести демонстрацию на большой экран. Это используется, например, в опытах с поверхностным натяжением, в молекулярной физике и т.д.
Кроме того, на уроках активно используются презентации для обеспечения наглядности материала. Интернет-ресурсы позволяют демонстрировать те эксперименты, которые невозможно показать вживую. Например, опыты по сверхпроводимости, картины, получаемые с помощью туннельного микроскопа, движение поезда на магнитной подушке и т.д. Учебные фильмы тоже иногда бывают весьма удачными. Опыт Лебедева по давлению света, фильм о теории относительности с наглядными элементами и т.д.